БЛОГ "Деловой финанс"

Особенности применения электронной цифровой подписи.

Владельцем личного ключа ЭЦП, как и ранее, может быть:
1. Физическое лицо. ЭЦП в таком случае является аналогом собственноручной подписи данного лица, иными словами, это «личная подпись» гражданина, которой он пользуется для подписания электронных документов. При этом использовать ее он может во всех сферах жизни, а не только в работе. Например, для подписания кредитного договора на бытовые нужды в банке.
2. Юридическое лицо (организация). Теперь в сертификате открытого ключа будут указываться только реквизиты организации. А данные (паспортные данные) работника, который получает личный ключ ЭЦП, указываться не будут. То есть в данном случае личный ключ ЭЦП будет принадлежать именно организации, а не какому-либо ее работнику.
Когда владельцем личного ключа является организация, ЭЦП применяется:
– В качестве аналога оттиска печати организации.
– Совместно с ЭЦП, владельцем личного ключа которой является физлицо.
– Для создания и (или) подписания электронных документов посредством автоматизированных информационных систем без участия физлица. Таким способом могут подписываться, например, электронные квитанции, уведомления о доставке писем, счета к оплате и иные документы.
Физлицо является владельцем личного ключа ЭЦП. В каких случаях оно может использовать ЭЦП от имени организации, в которой работает?
Как уже отмечалось, если владельцем личного ключа ЭЦП является физлицо, его ЭЦП является аналогом его собственноручной подписи. Физлицо при ее помощи может подписывать различные документы. Однако для того чтобы подтвердить полномочия такого физлица действовать от имени организации, необходимо выполнять одно из следующих условий: в электронном документе помимо ЭЦП физлица должна быть проставлена ЭЦП организации.
У ЭЦП появилась новая функция.
На практике в организациях распространены сканирование и отправка по электронной почте документов. Ранее правовой статус таких сканов (электронных отображений бумажных документов) не был определен. Теперь при помощи ЭЦП можно удостоверять данные электронной копии документов на бумажном носителе. При этом копия приобретает юридическую силу и может использоваться, например, в переписке государственных органов и других государственных организаций при осуществлении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.
На практике может возникнуть необходимость представить электронный документ на бумажном носителе. В данном случае электронный документ распечатывают и удостоверяют в установленном порядке.
Что собой представляет копия электронного документа и как ее удостоверить?
Ранее допускалось только два варианта удостоверения таких копий: нотариусом и организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Теперь возможности расширены. Бумажную копию сможет удостоверить организация: создавшая электронный документ, бумажная копия которого подлежит удостоверению; получившая такой документ от другой организации посредством межведомственных информационных систем.
Made on
Tilda